З
Заамв`онная мол`итва (м.) - Молитва, которую читает священник в конце литургии, стоя лицом к алтарю перед амвоном.
Зав`еса (ж.) - Занавес, закрывающий царские врата со стороны алтаря и открывающийся в определенных местах богослужения.
Зав`ет (м.) - Договор, соглашение (в библейском языке - соглашение между Богом и человечеством). см. Ветхий завет. см.Новый завет.
З`аговенье (ср.) - Последний день перед постом, когда можно употреблять скоромную пищу.
Зак`он (м.) - Совокупность религиозно-нравственных предписаний, данных людям Богом через Моисея, включенных в Ветхий Завет и сформулированных в первых пяти книгах Библии (Пятикнижии).
Зак`он Б`ожий
- 1)-Учебный предмет в средней школе, знакомящий учащихся с основами христианства. После революции 1917 г. преподавание закона Божиего в СССР было отменено, а после 1929 г. уголовно наказуемо; в настоящее время возрождается. 2)- Книга, излагающая основы христианского вероучения.
Зап`ивка (ж.) (Разг.) - см.Теплота (2 знач.)
Зап`иска (ж.) (Разг.) - Листок с перечнем имен, подаваемый молящимся в церкви для поминовения на молебне или панихиде.
З`аповеди блаж`енств, блаж`енства - Десять предписаний, составляющих первую часть Нагорной проповеди, содержащих основы христианского учения и указывающих путь к блаженствам через смирение, кротость, поиск правды, милосердие, миротворчество, чистоту сердца, готовность пострадать за истину.
З`аповедь (ж.) - Религиозное предписание, составляющее одну из морально-этических норм христианства.
Запрест`ольная ик`она 1)- Икона "Воскресение Христово", расположенная за престолом, на восточной стене алтаря (в современных храмах обычно в виде витража). 2)- Икона Богородицы, укрепленная на древке и стоящая у восточной стены алтаря; во время крестных ходов ее несут впереди шествия. Запрест`ольный `образ - см.Запрестольная икона.
За`утреня (ж.) - см.Утреня.
Звезд`ица (ж.) - Предмет богослужения, относящийся к священным сосудам, в виде двух крестообразно соединенных металлических дуг; в конце проскомидии ставится на дискос и накрывается покрывалом.
Звон (м.) - Звуки, издаваемые церковными колоколами перед богослужением, во время крестного хода и т.п.
Звон`арь (м.) - Церковнослужитель или мирянин, звонящий в колокола перед началом и во время богослужения.
Зв`онница (ж.) - Площадка на колокольне, где находятся колокола.
Земн`ой покл`он - Коленопреклонение в определенные моменты богослужения (во время евхаристического канона, во время чтения Великого покаянного канона и т.д.) или домашней молитвы.
Зн`амение (ср.) 1)- Чудесное явление, предзнаменование. см.Крестное знамение. 2) - Иконографический тип Богородицы - Ее поясное изображение с воздетыми руками и Богомладенцем Иисусом в центре на груди.
И
Иг`умен (м.) - Настоятель мужского монастыря.
Иер`арх (м.) - Общее наименование для священнослужителей высшей (третьей) ступени христианской церковной иерархии: епископов, архиепископов, экзархов, патриархов; архиерей; архипастырь.
Иер`архия неб`есная - См. Неб`есная иер`архия.
Иер`архия церк`овная - См. Церк`овная иер`архия.
Иер`ей (м.) - Священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии; священник; пресвитер.
Иероди`акон (разг.) иеродь`якон (м.) - Диакон, принявший монашество.
Иеромон`ах (м.) - Иерей, принявший монашество; монах, рукоположенный в сан священника.
Ик`она (ж.) - Живописное изображение (обычно на доске) Иисуса Христа, св. Троицы, Богоматери или святых, а также событий, связанных с их жизнью и деяниями, как предмет религиозного культа; доска с таким изображением; образ.
Иконогр`афия (ж.) 1)- Каноны изображения на иконах Иисуса Христа, Богородицы, того или иного святого, а также сюжетов священной истории. 2)- Описание и систематизация типов икон.
Иконоп`исец (м.) - Мастер иконописи.
`Иконопись (ж.) - Особый жанр церковной живописи: изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых, евангельских сюжетов.
Иконопочит`ание (ср.) - Почитание иконы как религиозной святыни - один из догматов Вселенской церкви.
Иконост`ас (м.) - Стена, преграда, состоящая из икон (обычно в несколько ярусов), отделяющая алтарь от средней части храма.
`Икос (м.) - Церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события; строфа канона или акафиста.
Имен`ины (мн.) (Разг.) - День памяти своего святого - небесного покровителя; тезоименитство.
`Инок (м.) - см.Монах.
Иподи`акон (разг.) иподь`якон (м.) - Церковный служитель, между чтецом и диаконом, выполняющий некоторые вспомогательные действия при богослужении; обычно прислуживает архиерею.
Ирм`ос (м.) - Первая строфа канона, служащая мелодическим образцом для последующих тропарей.
Испов`едание (ср.) 1)- Открытое признание и провозглашение основ вероучения и готовность защищать их. 2)- Принятие исповеди у кающихся.
Испов`едник (м.) 1)- Человек, претерпевший гонения за исповедание христианской веры и причисленный к лику святых. 2)- Священник, принимающий исповедь. 3)- Тот, кто исповедуется.
Испов`едовать 1)- Открыто признавать и провозглашать религиозные принципы, основы вероучения и быть готовым защищать их. 2)- Принимать исповедь у кающихся.
Испов`едоваться (испов`едываться, испов`едаться) - Каяться в грехах на исповеди.
`Исповедь (ж.) - см.Покаяние (1 и 2 знач.).
К
Кад`ило (ср.) - Подвешенный на цепочке металлический сосуд с крышкой, наполненный ладаном на тлеющих углях, используемый для каждения при богослужении.
Кажд`ение (ср.) - Окуривание ладаном (храма, священнослужителей, прихожан) из раскачиваемого кадила, совершаемое священником или диаконом в определенные моменты богослужения.
Камил`авка (ж.) - Головной убор священнослужителя в виде расширяющегося кверху цилиндра фиолетового или черного цвета. Фиолетовая камилавка дается в качестве награждения архидиаконам, протодиаконам и священникам. Черная является принадлежностью облачения рясофорного монаха, а также богослужебного облачения иеродиакона.
Кан`он (м.) 1)- Свод книг религиозного содержания, признаваемых в христианстве боговдохновенными, содержащими Слово Божие, записанными пророками и апостолами и включенных в Священное писание; противоп. апокриф. 2)- Совокупность религиозных и богослужебных правил, касающихся вероучения, обрядов, нравственных основ христианской жизни, форм церковного искусства и т.п., возведенных в закон. 3)- Церковное песнопение, состоящее обычно из 9 песней и посвященное прославлению евангельского события, праздника, святого и т.п.
Кан`он библ`ейский - См. Библейский канон.
Кан`он евхарист`ический - См. Евхаристический канон.
Кан`он пока`янный - Канон, содержанием которого является покаяние. (см.Великий покаянный канон.)
Канониз`ация (ж.) - Причисление к лику святых.
Канон`ические Ев`ангелия - Признанные церковью и включенные в Новый Завет четыре книги, повествующие о земной жизни и учении Иисуса Христа, написанные, по преданию, апостолами Матфеем, Лукой, Марком и Иоанном.
Кан`оник (м.) - 1)- В древнегреческой церкви: священнослужитель, внесенный в список или священный каталог епархии. 2)- В римско-католической церкви: штатный священнослужитель епархиального кафедрального собора, член коллегиального совета при епископе, ведающего делами духовенства епархии. 3)- Богослужебная книга, содержащая известные каноны Иисусу Христу, Богородице, Ангелу Хранителю, святым.
Катав`асия (ж.) - Ирмос, повторяемый в конце песни канона, который в монастырях в особо торжественных случаях поют посреди храма, куда для этого сходят хоры с обоих клиросов.
Катехиз`ация (ж.) - Просветительская деятельность, направленная на разъяснение катехизиса, на изучение, освоение катехизиса.
Катех`изис (катих`изис) (м.) - Краткое изложение основных положений христианского вероучения в форме вопросов и ответов (преимущественно для просвещения верующих).
Каф`изма (ж.) - Один из 20 разделов Псалитири, читаемых на богослужении.
Ки`от, (м.) - Застекленный подвесной шкафчик для икон. Клир (м.) 1)- Совокупность всех священнослужителей и церковнослужителей; духовенство.2)- Состав священнослужителей и церковнослужителей одной церкви; причт.
Кл`ирик (м.) - Тот, кто принадлежит клиру: священнослужитель или церковнослужитель.
Кл`ирос (м.) - Особое место в правой и левой части солеи, где находятся во время богослужения чтецы и хор.
Клоб`ук (м.) - Принадлежность облачения монаха: головной убор цилиндрической формы черного цвета, покрытый спадающей на плечи тонкой черной тканью.
Кн`иги богослуж`ебные - См. Богослужебные книги.
Ковч`ег (м.) - 1)- Судно. (см.Н`оев ковч`ег) 2)- Ларец для сохранения мощей и других святынь.
Ковч`ег Зав`ета - Украшенный золотом продолговатый ящик, устроенный по повелению Бога при горе Синай и предназначенный для хранения скрижалей, на которых были записаны 10 заповедей, данных Богом человечеству через пророка Моисея.
Ковч`ежец (м.) (см.Ковчег 2) - ковчег небольшого размера.
Коленопреклон`ение (ср.) - Положение на коленях во время молитвенного обращения к Богу, выражающее смирение и покорность Его воле.
Коленопрекл`онные мол`итвы - Молитвы, которые священник читает стоя на коленях в царских вратах лицом к прихожанам (также стоящим на коленях) после литургии в день Пятидесятницы.
К`оливо (ср.) - Вареная пшеница (в наше время чаще рис), приправленная сахаром, медом, изюмом; благословляется в церкви после панихиды и раздается прихожанам для поминовения усопших.
К`олокол (м.) - Ударный сигнальный инструмент, обычно бронзовый, звуки которого служат для созыва верующих на богослужение, сопровождение крестных ходов и т.п.
Колок`ольный звон - Звуки, издаваемые церковным колоколом (колоколами).
Колок`ольня (ж.) - Высокое сооружение, являющееся частью храма или находящееся в непосредственной близости от него, предназначенное для подвески церковных колоколов.
Конд`ак (м.) - 1)Древний церковный гимн.2)- В современном богослужении - строфа акафиста или канона. "Перед едой в эти [праздничные] дни следует читать не обычные молитвословия, а праздничный тропарь и кондак". (Прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь).
Копи`е (ср.) - Предмет богослужения, относящийся к священным сосудам: обоюдоострый ножичек с коротким треугольным лезвием, используемый для изъятия частиц из просфоры и для вырезания и раздробления агнца (Агнец 2) при проскомидии.
Крест (м.) 1)- Орудие пытки и казни, на котором был распят Иисус Христос. "При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой". (Ин. 19:25-26). "Перенося нас мысленно чрез ряд минувших веков, св. Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова, водруженного на Голгофе, и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. (Булгаков С. Православие). "Обратим внимание на тексты молитв Иисуса. На кресте он восклицает: "Отче, в руки твои предаю дух мой"". (Чистяков Г. Тебе поем...) (см.Воздвижение креста Господня) Распятие на кресте, которое применялось только к рабам, разбойникам и повстанцам, было самой мучительной и позорной казнью в Римской империи; распятый испытывал длительные и невыносимые страдания от ран, в которых развивалась гангрена, удушья, лопнувших кровеносных сосудов, жажды.2)- Предмет культа в христианстве, символ спасения и искупления человечества, знак победы над смертью и адом. "Православная Церковь верует, что в кресте присутствует энергия Христа, и потому христиане не только изображают крест и помещают в храмах наравне с иконами, они также носят крест на груди, осеняют себя крестным знамением, благословляют крестом друг друга, молятся кресту". (Иеромонах Иларион (Алфеев). "Таинство веры"). см.Напрестольный крест, см.Наперсный крест, см.Нательный крест. 3)- Символ страданий, переносимых ради искупления и спасения (подобно распятому Христу). "Смерть, гибель, страдание крест - не есть последнее слово для христианства. Идеальная победа мученика и святого и "вечная память" о нем - тоже не последнее слово. Только реальное Воскресение Христово и реальное преображение всего мира есть последнее слово. Это значит: то, что заслуживает жизни, - будет жить; то, чему нельзя умереть, - не умрет". (Вышеславцев Б. "Этика преображенного Эроса"). "Учитывая это зло, Бог обращает его своим промыслом в добро. Главный и основной пример этого - Крест Христов, - величайшее мировое зло, ставшее спасением мира". (Епископ Василий (Родзянко). "Теория распада Вселенной и вера отцов"). "Крест не есть только страдание, но и возвышение над страданием". (Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное). 4)- О страданиях, тяготах, испытаниях. "Самый трудный женский крест - это путь жены священника; он больше пути монашеского". (Прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь). "Господь послал о. Александру тяжелый крест болезней. Однажды одна из прихожанок видела его во время литургии как бы в терновом венце". (Православный СПб, 1996, #4).
Кр`естик (м.) (Разг.) - Нательный крест. "Разнообразные знаки православного мира входили в сознание легко и естественно. Они были повсюду: в образ`ах, которых отводились красные углы комнат, и теплящихся перед ними лампадах, в никогда не снимаемом нательном крестике и смиренных позах молящихся взрослых, в еде, в которой постоянно перемежалось постное и скоромное". ("Русь православная").
Крест`ины (мн.) (Разг.) - Крещение. "Какими неполноценными и литургически неправильными оказываются наши краткие, "частные" крестины, лишенные всякой торжественности". (Прот. Александр Шмеман. Водою и Духом).
Крест`итель (м.) - 1)- См. Иоанн Креститель. 2) - Тот, кто осуществил крещение или способствовал крещению множества людей. "Другое доказательство успеха христианства нельзя не видеть в подлинных, не только номинальных побегах христианской государственности, воплощением которой остался в памяти русского народа сам креститель России - Владимир Святой". (Прот. Александр Шмеман. Исторический путь православия).
Крест`ильный - Используемый при крещении. "- Я хочу, чтобы ты окрестил Сережу. Сегодня ночью. Сейчас. - Кто же будет восприемником? - Бог. Я посвящаю ему мальчика. Я даю обет - он будет священником и, если пожелает Господь, монахом. - Хорошо. Приготовь ванночку, а я схожу за крестильными принадлежностями". (Экономцев И. "Записки провинциального священника").
Крест`ить 1)- Совершить (совершать) таинство крещения над кем-л. "Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса". (Деян. 19:4). "Если Евангелие завершается заповедью крестить все народы, то начинается оно с рассказа о крещении, которым крестил Иоанн Предтеча и которое от него принял в реке Иордане сам Христос". (Прот. Александр Шмеман. "Воскресные беседы"). "Мне уже приходилось совершать требы на дому, но каждый раз это было связано с риском. Крестить, отпевать, причащать больных за пределами храма категорически запрещалось".(Экономцев И. "Записки провинциального священника"). 2)- Движением правой руки изображать крест (символ христианства) над кем-, чем-л.
Крест`иться - Принять/принимать христианскую веру посредством таинства крещения. "Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои".(Мрк. 1:4--5.). "Церковь рекомендует супругам, пришедшим к вере, креститься (войти в Церковь можно только через крещение), а крестившись - венчаться, сколько бы лет не прожили они в светском браке". (Прот. Глеб Каледа. "Домашняя церковь"). "Слово крещение означает погружение. Креститься - значит погрузиться в смерть Христову и вернуться к жизни, но жизни уже обновленной".(Митрополит Антоний Сурожский. "Беседы о вере и Церкви"). 2)-перекрест`иться, осенять себя крестным знамением. "Христиане осеняют себя крестным знамением - крестятся. Православные делают это так: соединяют в щепотку большой, указательный и средний пальцы, а два других, согнув, прижимают к ладони (что символизирует Божье Триединство и две Природы - Божественную и Человеческую - во Христе) и крестятся ото лба - к груди и от правого плеча - к левому". (Прот. Фома Хопко. "Основы православия"). "В древности христиане, что бы ни делали, всегда крестились, перед важными же делами - много молились". (Ведомости, 1997, #17).
Кр`естник (м.) - Крещеный по отношению к кр`естному отцу и кр`естной матери. "Крестные родители должны всегда, до конца своих дней, молиться за крестников, научать их вере и благочестию, приобщать к таинствам. Связь между восприемниками и их чадами вечаня и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца". ("Азы Православия").
Кр`естница (ж.) - Женск. к крестник. "А тебе, раба Божия, не советую очень тужить о своей крестнице и считать ее погибшей. Господь Иисус Христос снисшел с неба на землю и принял нашу плоть человеческую не ради праведных, а ради грешных". ("Письма валаамского старца").
Кр`естный - Относящийся к кресту, связанный с крестом. "Все богослужение Великого пятка посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека". (Булгаков С. "Православие"). "И в ночь, когда путем крестной смерти Он входил в Свою славу, Он им [ученикам] заповедал Царство". (Прот. Александр Шмеман. "Исторический путь православия").
Крестопокл`онная нед`еля - Третье воскресенье Великого поста, посвященное поклонению Кресту Господню. "В субботу на третей неделе Великого Поста, с незапамятных времен, выносится на середину церкви крест, и вся следующая, четвертая неделя называется Крестопоклонной". (Прот. Александр Шмеман. "Воскресные беседы").
Кр`естное зн`амение - Воспроизведение креста движением руки. "В православной традиции крестное знамение совершается правой рукой, на которой три пальца сложены вместе, а два пригибаются (это символизирует троичность Божества и две природы Иисуса Христа); рука возлагается на лоб, на грудь, на правое и затем на левое плечо". (Иеромонах Иларион (Алфеев). "Таинство веры"). см.Осенить крестным знамением (перекрестить)."Всех, кто толпился возле алтаря, он [священник] осенил крестным знамением и окропил святой водой". "Воробьев Е. "Земля, до востребования"). "- Благословите меня. - Анатолий Захарович с непривычки неловко сложил руки для благословения, и я, осенив его крестным знамением, трижды поцеловал". (Экономцев И. "Записки провинциального священника"). Крестным знамением осеняют себя христиане во время молитвы, при входе в храм и выходе из него, крестятся также при входе в дом, если в красном углу имеется икона. Православные христиане крестятся от лба к груди, а затем от правого плеча к левому, сложенными тремя пальцами (большим, указательным и средним); старообрядцы крестятся "двуперстием" - сложенными указательным и средним пальцами. Католики и протестанты - всей ладонью.
Кр`естный ход - Шествие духовенства и верующих с крестами, иконами, хоругвями и другими святынями. "Напоминающие о мироносицах строфы разбросаны по всему [Пасхальному] канону. И это не случайно, ведь крестный ход, с которым обходят верующие вокруг храма во тьме пасхальной ночи, должен напомнить как раз о том, как шли к гробнице Иисуса эти женщины". (Чистяков Г. "Тебе поем..."). "Мощи преподобного ... 23 июля после всенощного бдения, совершенного Святейшим Патриархом и другими архиереями Русской Православной Церкви, и торжественной литургии крестным ходом отправились в Серафимо-Дивеевский монастырь. ("Памятники Отечества", 1992, #2-3). "Хорошо известны обычные для всего православного мира шествия вокруг церкви в пасхальную неделю, в праздник Богоявления 6/19 января для освящения воды, в память крещения Иисуса Христа 1/14 августа - крестные ходы из нескольких храмов для водосвятия". ("Памятники Отечества", 1997, #37). Крестные ходы бывают обычные - на Пасху, Богоявление, в престольные праздники и чрезвычайные - во время стихийных бедствий, знаменательных событий.
Крестохожд`ение, (ср.) - Проведение крестного хода, крестных ходов. "А ведь до недавнего времени крестные ходы разрешались только вокруг храмов в пасхальную ночь. Казалось, традиция больших крестохождений умерла и Москва больше не увидит эти величественные и прекрасные шествия. Но первые же возрожденные крестные ходы по центру столицы с православными святынями и торжественным церковным пением разбудили полузабытую историческую память". ("Памятники Отечества", 1997, #37).
Крещ`аемый (м.) - Тот, кто проходит таинство крещения. "Апостол Павел, говоря о крещении, проводит параллель между смертью и воскресением Христа и погружением крещаемого в крещальные воды для возвращения его к жизни".(Митрополит Антоний Сурожский. "Беседы о вере и Церкви"). "Для крещения взрослых в нижнем храме была особая крещальня, дно которой опускалось в соответствии с ростом крещаемого". (Антонов В., Кобак А. "Святыни Санкт-Петербурга"). "Для крещаемых и принимающих причастие впервые - катехизация. ("Памятники Отечества", 1997, #37).
Крещ`альный - Относящийся к таинству крещения. "Крещальные воды - символ; они символизируют смерть. Мы погружаемся в них, как если бы погружались в смерть, и возвращаемся затем к новой жизни". (Митрополит Антоний Сурожский. "Беседы о вере и Церкви"). "Но для того, чтобы наш церковный опыт, опыт христианской жизни стал крещальным, т. е. соотносился бы с таинством крещения как с питающим его источником, необходимо восстановление истинного смысла крещения". (Прот. Александр Шмеман. "Водою и Духом"). "[Л.А. Успенский] порядок представленных на иконе ангелов ставит в зависимость от последовательности лиц Святой Троицы, установленной Символом веры: Отец, Сын, Дух. Подобная же последовательность и в крещальной формуле: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Порядок произнесения имен триединого Божества в православной церкви был только таким и никаким иным". ("Ферапонтовский сборник"). "Крещальное помазание всего тела (лба, груди, ушей, рук и ног) имеет несколько смыслов. Во-первых, оно знаменует соединение с Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной, во-вторых, говорит об умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем; в-третьих, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом". ("Православный СПб", 1996, #4).
Крещ`ение (ср.) - Первое из семи христианских таинств, совершение которого связывается с принятием человеком христианства. "Слово крещение означает погружение. Креститься - значит погрузиться в смерть Христову и вернуться к жизни, но жизни уже обновленной". (Митрополит Антоний Сурожский. "Беседы о вере и Церкви"). "Как и все другие таинства, крещение определяется как "средство получения благодати", как "видимый знак невидимой благодати"". (Прот. Александр Шмеман. "Водою и Духом"). "Вхождение во храм было первым событием в жизни человека. Через главное христианское таинство - Крещение - он вводился в общий христианский мир, в огромную семью себе подобных". ("Русь православная").
Крещ`ение Госп`одне - Один из православных двунадесятых праздников, отмечаемый 19 января (6 января по старому стилю) в память о крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей в реке Иордан. "Праздник Крещения Господня, или Богоявления (поскольку миру в единый миг открылась Святая Троица - Бог Отец возвестил о Сыне Своем, и Святой Дух в виде голубя сошел на покрестившегося в Иордане Иисуса), сопровождался издавна особым ритуалом водосвятия - освящения воды троекратным погружением в нее креста в память того, что воды Иордана в момент крещения Иисуса освятились. ("Русь православная."). "Догмат Святой Троицы фактически и реально раскрывается в событии Крещения Господня, или Богоявления, когда Сын Божий принял крещение от Иоанна Крестителя, Дух Святой сошел на Крещаемого в виде голубя и голос Отца свидетельствовал о Сыне: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение". ("Семья и школа", 1991, #2). "Сегодня 27 января на Святой Руси отдание праздника Богоявления, или Крещения Господня. В этот день, почти две тысячи лет тому назад, Сам Господь-Вседержатель засвидетельствовал человечеству, что Иисус из Назарета - воистину Сын Божий. ("Советская Россия", 27.01.96).
Крещ`ение Р`уси - Процесс утверждения христианства в древнерусском государстве, начало которому положил князь Владимир Святославович в 988 году, крестив с помощью византийского духовенства жителей Киева. "Крещение Руси, как до нее крещение Болгарии, в сознании самого князя было, прежде всего, государственным делом, показывает, что и для Руси наступило ее историческое "совершеннолетие", требовавшее включения ее в христианскую традицию культурного мира". (Прот. Александр Шмеман. "Исторический путь православия"). "В июне в нашей стране широко отмечалось 1000-летие крещения Руси. Торжества прошли в Москве и Киеве, Владимире и Ленинграде, явившись подлинным праздником для миллионов верующих и неверующих". ("Наше наследие", 1988, #4).
Крещ`енский - Относящийся к Крещению Господню. "Крещенские богослужения. Крещенский сочельник".
Крещ`енская вод`а - Вода, освященная великим водоосвящением в праздник Крещения Господня и в Крещенский сочельник; агиасма. "И в праздник, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа Иисуса Христа в воды реки Иордан. Крещенская вода обладает особой благодатью, и это знают (или чувствуют) люди". ("Азы Православия").
Крещ`енский соч`ельник
- День накануне Крещения Господня.
Кр`естная (ж.) (Разг.) - Крестная мать (обычно в обращении). "Моя бабушка с папиной стороны была моей крестной; на крестинах не присутствовала, только "числилась"". "Митрополит Антоний Сурожский. "Без записок"). Кр"естная мать (Разг.) - Восприемница.
Кр`естный (м.) (Разг.) - Крестный отец (обычно в обращении).
http://www.liturgy.ru/slowar/index.php
|