Загадочный Мир Суббота, 01.02.2025, 17:41
Приветствую Вас Призрак | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Христианство [23]
Буддизм [0]
Мусульманство [0]
Язычество [0]

Главная » Статьи » Религия » Христианство

Краткий Православный словарь (З-К)

З

Заамв`онная мол`итва (м.)
- Молитва, которую читает священник в конце литургии, стоя лицом к алтарю перед амвоном.


Зав`еса (ж.)
- Занавес, закрывающий царские врата со стороны алтаря и открывающийся в определенных местах богослужения.


Зав`ет (м.)
- Договор, соглашение (в библейском языке - соглашение между Богом и человечеством). см. Ветхий завет. см.Новый завет.


З`аговенье (ср.)
- Последний день перед постом, когда можно употреблять скоромную пищу.


Зак`он (м.)
- Совокупность религиозно-нравственных предписаний, данных людям Богом через Моисея, включенных в Ветхий Завет и сформулированных в первых пяти книгах Библии (Пятикнижии).


Зак`он Б`ожий

- 1)-Учебный предмет в средней школе, знакомящий учащихся с основами христианства. После революции 1917 г. преподавание закона Божиего в СССР было отменено, а после 1929 г. уголовно наказуемо; в настоящее время возрождается. 2)- Книга, излагающая основы христианского вероучения.


Зап`ивка (ж.) (Разг.)
- см.Теплота (2 знач.)


Зап`иска (ж.) (Разг.)
- Листок с перечнем имен, подаваемый молящимся в церкви для поминовения на молебне или панихиде.


З`аповеди блаж`енств, блаж`енства
- Десять предписаний, составляющих первую часть Нагорной проповеди, содержащих основы христианского учения и указывающих путь к блаженствам через смирение, кротость, поиск правды, милосердие, миротворчество, чистоту сердца, готовность пострадать за истину.


З`аповедь (ж.)
- Религиозное предписание, составляющее одну из морально-этических норм христианства.


Запрест`ольная ик`она
1)- Икона "Воскресение Христово", расположенная за престолом, на восточной стене алтаря (в современных храмах обычно в виде витража). 2)- Икона Богородицы, укрепленная на древке и стоящая у восточной стены алтаря; во время крестных ходов ее несут впереди шествия. Запрест`ольный `образ - см.Запрестольная икона.


За`утреня (ж.)
- см.Утреня.


Звезд`ица (ж.)
- Предмет богослужения, относящийся к священным сосудам, в виде двух крестообразно соединенных металлических дуг; в конце проскомидии ставится на дискос и накрывается покрывалом.


Звон (м.)
- Звуки, издаваемые церковными колоколами перед богослужением, во время крестного хода и т.п.


Звон`арь (м.)
- Церковнослужитель или мирянин, звонящий в колокола перед началом и во время богослужения.


Зв`онница (ж.)
- Площадка на колокольне, где находятся колокола.


Земн`ой покл`он
- Коленопреклонение в определенные моменты богослужения (во время евхаристического канона, во время чтения Великого покаянного канона и т.д.) или домашней молитвы.


Зн`амение (ср.)
1)- Чудесное явление, предзнаменование. см.Крестное знамение. 2) - Иконографический тип Богородицы - Ее поясное изображение с воздетыми руками и Богомладенцем Иисусом в центре на груди.

 

 

И

Иг`умен (м.)
- Настоятель мужского монастыря.


Иер`арх (м.)
- Общее наименование для священнослужителей высшей (третьей) ступени христианской церковной иерархии: епископов, архиепископов, экзархов, патриархов; архиерей; архипастырь.


Иер`архия неб`есная
- См. Неб`есная иер`архия.


Иер`архия церк`овная
- См. Церк`овная иер`архия.


Иер`ей (м.)
- Священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии; священник; пресвитер.


Иероди`акон (разг.) иеродь`якон (м.)
- Диакон, принявший монашество.


Иеромон`ах (м.)
- Иерей, принявший монашество; монах, рукоположенный в сан священника.


Ик`она (ж.)
- Живописное изображение (обычно на доске) Иисуса Христа, св. Троицы, Богоматери или святых, а также событий, связанных с их жизнью и деяниями, как предмет религиозного культа; доска с таким изображением; образ.


Иконогр`афия (ж.)
1)- Каноны изображения на иконах Иисуса Христа, Богородицы, того или иного святого, а также сюжетов священной истории. 2)- Описание и систематизация типов икон.


Иконоп`исец (м.)
- Мастер иконописи.


`Иконопись (ж.)
- Особый жанр церковной живописи: изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых, евангельских сюжетов.


Иконопочит`ание (ср.)
- Почитание иконы как религиозной святыни - один из догматов Вселенской церкви.


Иконост`ас (м.)
- Стена, преграда, состоящая из икон (обычно в несколько ярусов), отделяющая алтарь от средней части храма.


`Икос (м.)
- Церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события; строфа канона или акафиста.


Имен`ины (мн.) (Разг.)
- День памяти своего святого - небесного покровителя; тезоименитство.


`Инок (м.)
- см.Монах.


Иподи`акон (разг.) иподь`якон (м.)
- Церковный служитель, между чтецом и диаконом, выполняющий некоторые вспомогательные действия при богослужении; обычно прислуживает архиерею.


Ирм`ос (м.)
- Первая строфа канона, служащая мелодическим образцом для последующих тропарей.


Испов`едание (ср.)
1)- Открытое признание и провозглашение основ вероучения и готовность защищать их. 2)- Принятие исповеди у кающихся.


Испов`едник (м.)
1)- Человек, претерпевший гонения за исповедание христианской веры и причисленный к лику святых. 2)- Священник, принимающий исповедь. 3)- Тот, кто исповедуется.


Испов`едовать
1)- Открыто признавать и провозглашать религиозные принципы, основы вероучения и быть готовым защищать их. 2)- Принимать исповедь у кающихся.


Испов`едоваться (испов`едываться, испов`едаться)
- Каяться в грехах на исповеди.


`Исповедь (ж.)
- см.Покаяние (1 и 2 знач.).

 

 

К

Кад`ило (ср.)
- Подвешенный на цепочке металлический сосуд с крышкой, наполненный ладаном на тлеющих углях, используемый для каждения при богослужении.


Кажд`ение (ср.)
- Окуривание ладаном (храма, священнослужителей, прихожан) из раскачиваемого кадила, совершаемое священником или диаконом в определенные моменты богослужения.


Камил`авка (ж.)
- Головной убор священнослужителя в виде расширяющегося кверху цилиндра фиолетового или черного цвета. Фиолетовая камилавка дается в качестве награждения архидиаконам, протодиаконам и священникам. Черная является принадлежностью облачения рясофорного монаха, а также богослужебного облачения иеродиакона.


Кан`он (м.)
1)- Свод книг религиозного содержания, признаваемых в христианстве боговдохновенными, содержащими Слово Божие, записанными пророками и апостолами и включенных в Священное писание; противоп. апокриф. 2)- Совокупность религиозных и богослужебных правил, касающихся вероучения, обрядов, нравственных основ христианской жизни, форм церковного искусства и т.п., возведенных в закон. 3)- Церковное песнопение, состоящее обычно из 9 песней и посвященное прославлению евангельского события, праздника, святого и т.п.


Кан`он библ`ейский
- См. Библейский канон.


Кан`он евхарист`ический
- См. Евхаристический канон.


Кан`он пока`янный
- Канон, содержанием которого является покаяние. (см.Великий покаянный канон.)


Канониз`ация (ж.)
- Причисление к лику святых.


Канон`ические Ев`ангелия
- Признанные церковью и включенные в Новый Завет четыре книги, повествующие о земной жизни и учении Иисуса Христа, написанные, по преданию, апостолами Матфеем, Лукой, Марком и Иоанном.


Кан`оник (м.)
- 1)- В древнегреческой церкви: священнослужитель, внесенный в список или священный каталог епархии. 2)- В римско-католической церкви: штатный священнослужитель епархиального кафедрального собора, член коллегиального совета при епископе, ведающего делами духовенства епархии. 3)- Богослужебная книга, содержащая известные каноны Иисусу Христу, Богородице, Ангелу Хранителю, святым.


Катав`асия (ж.)
- Ирмос, повторяемый в конце песни канона, который в монастырях в особо торжественных случаях поют посреди храма, куда для этого сходят хоры с обоих клиросов.


Катехиз`ация (ж.)
- Просветительская деятельность, направленная на разъяснение катехизиса, на изучение, освоение катехизиса.


Катех`изис (катих`изис) (м.)
- Краткое изложение основных положений христианского вероучения в форме вопросов и ответов (преимущественно для просвещения верующих).


Каф`изма (ж.)
- Один из 20 разделов Псалитири, читаемых на богослужении.


Ки`от, (м.)
- Застекленный подвесной шкафчик для икон. Клир (м.) 1)- Совокупность всех священнослужителей и церковнослужителей; духовенство.2)- Состав священнослужителей и церковнослужителей одной церкви; причт.


Кл`ирик (м.)
- Тот, кто принадлежит клиру: священнослужитель или церковнослужитель.


Кл`ирос (м.)
- Особое место в правой и левой части солеи, где находятся во время богослужения чтецы и хор.


Клоб`ук (м.)
- Принадлежность облачения монаха: головной убор цилиндрической формы черного цвета, покрытый спадающей на плечи тонкой черной тканью.


Кн`иги богослуж`ебные
- См. Богослужебные книги.


Ковч`ег (м.)
- 1)- Судно. (см.Н`оев ковч`ег) 2)- Ларец для сохранения мощей и других святынь.


Ковч`ег Зав`ета
- Украшенный золотом продолговатый ящик, устроенный по повелению Бога при горе Синай и предназначенный для хранения скрижалей, на которых были записаны 10 заповедей, данных Богом человечеству через пророка Моисея.


Ковч`ежец (м.) (см.Ковчег 2)
- ковчег небольшого размера.


Коленопреклон`ение (ср.)
- Положение на коленях во время молитвенного обращения к Богу, выражающее смирение и покорность Его воле.


Коленопрекл`онные мол`итвы
- Молитвы, которые священник читает стоя на коленях в царских вратах лицом к прихожанам (также стоящим на коленях) после литургии в день Пятидесятницы.


К`оливо (ср.)
- Вареная пшеница (в наше время чаще рис), приправленная сахаром, медом, изюмом; благословляется в церкви после панихиды и раздается прихожанам для поминовения усопших.


К`олокол (м.)
- Ударный сигнальный инструмент, обычно бронзовый, звуки которого служат для созыва верующих на богослужение, сопровождение крестных ходов и т.п.


Колок`ольный звон
- Звуки, издаваемые церковным колоколом (колоколами).


Колок`ольня (ж.)
- Высокое сооружение, являющееся частью храма или находящееся в непосредственной близости от него, предназначенное для подвески церковных колоколов.


Конд`ак (м.)
- 1)Древний церковный гимн.2)- В современном богослужении - строфа акафиста или канона. "Перед едой в эти [праздничные] дни следует читать не обычные молитвословия, а праздничный тропарь и кондак". (Прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь).


Копи`е (ср.)
- Предмет богослужения, относящийся к священным сосудам: обоюдоострый ножичек с коротким треугольным лезвием, используемый для изъятия частиц из просфоры и для вырезания и раздробления агнца (Агнец 2) при проскомидии.


Крест (м.)
1)- Орудие пытки и казни, на котором был распят Иисус Христос. "При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой". (Ин. 19:25-26). "Перенося нас мысленно чрез ряд минувших веков, св. Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова, водруженного на Голгофе, и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. (Булгаков С. Православие). "Обратим внимание на тексты молитв Иисуса. На кресте он восклицает: "Отче, в руки твои предаю дух мой"". (Чистяков Г. Тебе поем...) (см.Воздвижение креста Господня) Распятие на кресте, которое применялось только к рабам, разбойникам и повстанцам, было самой мучительной и позорной казнью в Римской империи; распятый испытывал длительные и невыносимые страдания от ран, в которых развивалась гангрена, удушья, лопнувших кровеносных сосудов, жажды.2)- Предмет культа в христианстве, символ спасения и искупления человечества, знак победы над смертью и адом. "Православная Церковь верует, что в кресте присутствует энергия Христа, и потому христиане не только изображают крест и помещают в храмах наравне с иконами, они также носят крест на груди, осеняют себя крестным знамением, благословляют крестом друг друга, молятся кресту". (Иеромонах Иларион (Алфеев). "Таинство веры"). см.Напрестольный крест, см.Наперсный крест, см.Нательный крест. 3)- Символ страданий, переносимых ради искупления и спасения (подобно распятому Христу). "Смерть, гибель, страдание крест - не есть последнее слово для христианства. Идеальная победа мученика и святого и "вечная память" о нем - тоже не последнее слово. Только реальное Воскресение Христово и реальное преображение всего мира есть последнее слово. Это значит: то, что заслуживает жизни, - будет жить; то, чему нельзя умереть, - не умрет". (Вышеславцев Б. "Этика преображенного Эроса"). "Учитывая это зло, Бог обращает его своим промыслом в добро. Главный и основной пример этого - Крест Христов, - величайшее мировое зло, ставшее спасением мира". (Епископ Василий (Родзянко). "Теория распада Вселенной и вера отцов"). "Крест не есть только страдание, но и возвышение над страданием". (Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное). 4)- О страданиях, тяготах, испытаниях. "Самый трудный женский крест - это путь жены священника; он больше пути монашеского". (Прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь). "Господь послал о. Александру тяжелый крест болезней. Однажды одна из прихожанок видела его во время литургии как бы в терновом венце". (Православный СПб, 1996, #4).


Кр`естик (м.) (Разг.)
- Нательный крест. "Разнообразные знаки православного мира входили в сознание легко и естественно. Они были повсюду: в образ`ах, которых отводились красные углы комнат, и теплящихся перед ними лампадах, в никогда не снимаемом нательном крестике и смиренных позах молящихся взрослых, в еде, в которой постоянно перемежалось постное и скоромное". ("Русь православная").


Крест`ины (мн.) (Разг.)
- Крещение. "Какими неполноценными и литургически неправильными оказываются наши краткие, "частные" крестины, лишенные всякой торжественности". (Прот. Александр Шмеман. Водою и Духом).


Крест`итель (м.)
- 1)- См. Иоанн Креститель. 2) - Тот, кто осуществил крещение или способствовал крещению множества людей. "Другое доказательство успеха христианства нельзя не видеть в подлинных, не только номинальных побегах христианской государственности, воплощением которой остался в памяти русского народа сам креститель России - Владимир Святой". (Прот. Александр Шмеман. Исторический путь православия).


Крест`ильный
- Используемый при крещении. "- Я хочу, чтобы ты окрестил Сережу. Сегодня ночью. Сейчас. - Кто же будет восприемником? - Бог. Я посвящаю ему мальчика. Я даю обет - он будет священником и, если пожелает Господь, монахом. - Хорошо. Приготовь ванночку, а я схожу за крестильными принадлежностями". (Экономцев И. "Записки провинциального священника").


Крест`ить
1)- Совершить (совершать) таинство крещения над кем-л. "Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса". (Деян. 19:4). "Если Евангелие завершается заповедью крестить все народы, то начинается оно с рассказа о крещении, которым крестил Иоанн Предтеча и которое от него принял в реке Иордане сам Христос". (Прот. Александр Шмеман. "Воскресные беседы"). "Мне уже приходилось совершать требы на дому, но каждый раз это было связано с риском. Крестить, отпевать, причащать больных за пределами храма категорически запрещалось".(Экономцев И. "Записки провинциального священника"). 2)- Движением правой руки изображать крест (символ христианства) над кем-, чем-л.


Крест`иться
- Принять/принимать христианскую веру посредством таинства крещения. "Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои".(Мрк. 1:4--5.). "Церковь рекомендует супругам, пришедшим к вере, креститься (войти в Церковь можно только через крещение), а крестившись - венчаться, сколько бы лет не прожили они в светском браке". (Прот. Глеб Каледа. "Домашняя церковь"). "Слово крещение означает погружение. Креститься - значит погрузиться в смерть Христову и вернуться к жизни, но жизни уже обновленной".(Митрополит Антоний Сурожский. "Беседы о вере и Церкви"). 2)-перекрест`иться, осенять себя крестным знамением. "Христиане осеняют себя крестным знамением - крестятся. Православные делают это так: соединяют в щепотку большой, указательный и средний пальцы, а два других, согнув, прижимают к ладони (что символизирует Божье Триединство и две Природы - Божественную и Человеческую - во Христе) и крестятся ото лба - к груди и от правого плеча - к левому". (Прот. Фома Хопко. "Основы православия"). "В древности христиане, что бы ни делали, всегда крестились, перед важными же делами - много молились". (Ведомости, 1997, #17).


Кр`естник (м.)
- Крещеный по отношению к кр`естному отцу и кр`естной матери. "Крестные родители должны всегда, до конца своих дней, молиться за крестников, научать их вере и благочестию, приобщать к таинствам. Связь между восприемниками и их чадами вечаня и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца". ("Азы Православия").


Кр`естница (ж.)
- Женск. к крестник. "А тебе, раба Божия, не советую очень тужить о своей крестнице и считать ее погибшей. Господь Иисус Христос снисшел с неба на землю и принял нашу плоть человеческую не ради праведных, а ради грешных". ("Письма валаамского старца").


Кр`естный
- Относящийся к кресту, связанный с крестом. "Все богослужение Великого пятка посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека". (Булгаков С. "Православие"). "И в ночь, когда путем крестной смерти Он входил в Свою славу, Он им [ученикам] заповедал Царство". (Прот. Александр Шмеман. "Исторический путь православия").


Крестопокл`онная нед`еля
- Третье воскресенье Великого поста, посвященное поклонению Кресту Господню. "В субботу на третей неделе Великого Поста, с незапамятных времен, выносится на середину церкви крест, и вся следующая, четвертая неделя называется Крестопоклонной". (Прот. Александр Шмеман. "Воскресные беседы").


Кр`естное зн`амение
- Воспроизведение креста движением руки. "В православной традиции крестное знамение совершается правой рукой, на которой три пальца сложены вместе, а два пригибаются (это символизирует троичность Божества и две природы Иисуса Христа); рука возлагается на лоб, на грудь, на правое и затем на левое плечо". (Иеромонах Иларион (Алфеев). "Таинство веры"). см.Осенить крестным знамением (перекрестить)."Всех, кто толпился возле алтаря, он [священник] осенил крестным знамением и окропил святой водой". "Воробьев Е. "Земля, до востребования"). "- Благословите меня. - Анатолий Захарович с непривычки неловко сложил руки для благословения, и я, осенив его крестным знамением, трижды поцеловал". (Экономцев И. "Записки провинциального священника"). Крестным знамением осеняют себя христиане во время молитвы, при входе в храм и выходе из него, крестятся также при входе в дом, если в красном углу имеется икона. Православные христиане крестятся от лба к груди, а затем от правого плеча к левому, сложенными тремя пальцами (большим, указательным и средним); старообрядцы крестятся "двуперстием" - сложенными указательным и средним пальцами. Католики и протестанты - всей ладонью.


Кр`естный ход
- Шествие духовенства и верующих с крестами, иконами, хоругвями и другими святынями. "Напоминающие о мироносицах строфы разбросаны по всему [Пасхальному] канону. И это не случайно, ведь крестный ход, с которым обходят верующие вокруг храма во тьме пасхальной ночи, должен напомнить как раз о том, как шли к гробнице Иисуса эти женщины". (Чистяков Г. "Тебе поем..."). "Мощи преподобного ... 23 июля после всенощного бдения, совершенного Святейшим Патриархом и другими архиереями Русской Православной Церкви, и торжественной литургии крестным ходом отправились в Серафимо-Дивеевский монастырь. ("Памятники Отечества", 1992, #2-3). "Хорошо известны обычные для всего православного мира шествия вокруг церкви в пасхальную неделю, в праздник Богоявления 6/19 января для освящения воды, в память крещения Иисуса Христа 1/14 августа - крестные ходы из нескольких храмов для водосвятия". ("Памятники Отечества", 1997, #37). Крестные ходы бывают обычные - на Пасху, Богоявление, в престольные праздники и чрезвычайные - во время стихийных бедствий, знаменательных событий.


Крестохожд`ение, (ср.)
- Проведение крестного хода, крестных ходов. "А ведь до недавнего времени крестные ходы разрешались только вокруг храмов в пасхальную ночь. Казалось, традиция больших крестохождений умерла и Москва больше не увидит эти величественные и прекрасные шествия. Но первые же возрожденные крестные ходы по центру столицы с православными святынями и торжественным церковным пением разбудили полузабытую историческую память". ("Памятники Отечества", 1997, #37).


Крещ`аемый (м.)
- Тот, кто проходит таинство крещения. "Апостол Павел, говоря о крещении, проводит параллель между смертью и воскресением Христа и погружением крещаемого в крещальные воды для возвращения его к жизни".(Митрополит Антоний Сурожский. "Беседы о вере и Церкви"). "Для крещения взрослых в нижнем храме была особая крещальня, дно которой опускалось в соответствии с ростом крещаемого". (Антонов В., Кобак А. "Святыни Санкт-Петербурга"). "Для крещаемых и принимающих причастие впервые - катехизация. ("Памятники Отечества", 1997, #37).


Крещ`альный
- Относящийся к таинству крещения. "Крещальные воды - символ; они символизируют смерть. Мы погружаемся в них, как если бы погружались в смерть, и возвращаемся затем к новой жизни". (Митрополит Антоний Сурожский. "Беседы о вере и Церкви"). "Но для того, чтобы наш церковный опыт, опыт христианской жизни стал крещальным, т. е. соотносился бы с таинством крещения как с питающим его источником, необходимо восстановление истинного смысла крещения". (Прот. Александр Шмеман. "Водою и Духом"). "[Л.А. Успенский] порядок представленных на иконе ангелов ставит в зависимость от последовательности лиц Святой Троицы, установленной Символом веры: Отец, Сын, Дух. Подобная же последовательность и в крещальной формуле: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Порядок произнесения имен триединого Божества в православной церкви был только таким и никаким иным". ("Ферапонтовский сборник"). "Крещальное помазание всего тела (лба, груди, ушей, рук и ног) имеет несколько смыслов. Во-первых, оно знаменует соединение с Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной, во-вторых, говорит об умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем; в-третьих, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом". ("Православный СПб", 1996, #4).


Крещ`ение (ср.)
- Первое из семи христианских таинств, совершение которого связывается с принятием человеком христианства. "Слово крещение означает погружение. Креститься - значит погрузиться в смерть Христову и вернуться к жизни, но жизни уже обновленной". (Митрополит Антоний Сурожский. "Беседы о вере и Церкви"). "Как и все другие таинства, крещение определяется как "средство получения благодати", как "видимый знак невидимой благодати"". (Прот. Александр Шмеман. "Водою и Духом"). "Вхождение во храм было первым событием в жизни человека. Через главное христианское таинство - Крещение - он вводился в общий христианский мир, в огромную семью себе подобных". ("Русь православная").


Крещ`ение Госп`одне
- Один из православных двунадесятых праздников, отмечаемый 19 января (6 января по старому стилю) в память о крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей в реке Иордан. "Праздник Крещения Господня, или Богоявления (поскольку миру в единый миг открылась Святая Троица - Бог Отец возвестил о Сыне Своем, и Святой Дух в виде голубя сошел на покрестившегося в Иордане Иисуса), сопровождался издавна особым ритуалом водосвятия - освящения воды троекратным погружением в нее креста в память того, что воды Иордана в момент крещения Иисуса освятились. ("Русь православная."). "Догмат Святой Троицы фактически и реально раскрывается в событии Крещения Господня, или Богоявления, когда Сын Божий принял крещение от Иоанна Крестителя, Дух Святой сошел на Крещаемого в виде голубя и голос Отца свидетельствовал о Сыне: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение". ("Семья и школа", 1991, #2). "Сегодня 27 января на Святой Руси отдание праздника Богоявления, или Крещения Господня. В этот день, почти две тысячи лет тому назад, Сам Господь-Вседержатель засвидетельствовал человечеству, что Иисус из Назарета - воистину Сын Божий. ("Советская Россия", 27.01.96).


Крещ`ение Р`уси
- Процесс утверждения христианства в древнерусском государстве, начало которому положил князь Владимир Святославович в 988 году, крестив с помощью византийского духовенства жителей Киева. "Крещение Руси, как до нее крещение Болгарии, в сознании самого князя было, прежде всего, государственным делом, показывает, что и для Руси наступило ее историческое "совершеннолетие", требовавшее включения ее в христианскую традицию культурного мира". (Прот. Александр Шмеман. "Исторический путь православия"). "В июне в нашей стране широко отмечалось 1000-летие крещения Руси. Торжества прошли в Москве и Киеве, Владимире и Ленинграде, явившись подлинным праздником для миллионов верующих и неверующих". ("Наше наследие", 1988, #4).


Крещ`енский
- Относящийся к Крещению Господню. "Крещенские богослужения. Крещенский сочельник".


Крещ`енская вод`а
- Вода, освященная великим водоосвящением в праздник Крещения Господня и в Крещенский сочельник; агиасма. "И в праздник, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа Иисуса Христа в воды реки Иордан. Крещенская вода обладает особой благодатью, и это знают (или чувствуют) люди". ("Азы Православия").


Крещ`енский соч`ельник

- День накануне Крещения Господня.


Кр`естная (ж.) (Разг.)
- Крестная мать (обычно в обращении). "Моя бабушка с папиной стороны была моей крестной; на крестинах не присутствовала, только "числилась"". "Митрополит Антоний Сурожский. "Без записок"). Кр"естная мать (Разг.) - Восприемница.


Кр`естный (м.) (Разг.)
- Крестный отец (обычно в обращении).


http://www.liturgy.ru/slowar/index.php

Категория: Христианство | Добавил: Админ (22.07.2007) | Автор: Скляревская Галина Николаевна
Просмотров: 1806 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
    Rambler's Top100

Статистика

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz