Л
Л`авра (ж.) - Большой и особо значимый православный мужской монастырь.
Л`адан (м.) - Ароматическая смола, используемая для каждения при богослужении.
Л`аданка (ж.) - Маленький мешочек с ладаном, носимый на груди вместе с нательным крестом.
Л`азарева субб`ота - Суббота накануне Вербного воскресения, празднуемая в воспоминание о чуде воскрешения Лазаря.
Ламп`ада (ж.) - Масляный светильник, зажигаемый на престоле, жертвеннике, а также перед иконами в церкви и дома.
Ламп`адка (ж.) (Разг.) - Лампада.
Лж`ица (ж.) - Предмет богослужения, относящийся к священным сосудам: специальная ложечка с длинной ручкой, которой причащают церковнослужителей и мирян.
Лити`я (ж.) 1)- Часть всенощного бдения, совершаемая в центре храма и содержащая благословение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.2)- Краткое моление об умерших, совершаемое священником перед кануном; часть панихиды.
Лит`ургика (ж.) - Богословская дисциплина, содержащая учение о богослужениях, главным образом о литургии.
Литург`ист (м.) - Специалист по литургике.
Литург`ия (ж.) - Главное христианское богослужение, на котором совершается таинство причащения.
Литург`ия преждеосвящ`енных дар`ов - Литургия, на которой не бывает проскомидии и освящения Даров; Святые Дары уже освящены прежде (на литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста).
М
М`алая веч`ерня - Сокращенная повседневная вечерня, совершаемая перед всенощным бдением.
М`алая сх`има - Вторая ступень монашества, при которой принимаются обеты целомудрия, нестяжательства и послушания.
Малосх`имник (м.) - см.Монах малой схимы.
М`алый вход - Прохождение священнослужителя во время богослужения вокруг престола с кадилом или евангелием при открытых царских вратах (см. Вход; Великий вход).
М`антия (ж.) - Часть облачения архиерея и архимандрита (лилового цвета) или монаха малой и великой схимы (черного цвета) - длинный плащ без рукавов, застегивающийся у ворота и у подола, надеваемый поверх подрясника или рясы.
Мин`ея (ж.) - Богослужебная книга в 12 томах (по числу месяцев), содержащая молитвы богослужений на каждый день года, в том числе на непереходящие праздники.
М`иро (ср.) - 1)- Благовонное масло, употребляемое для таинства миропомазания, а также при освящении престолов и антиминсов. 2)- Вещество, источаемое некоторыми иконами, святыми мощами и другими святынями.
Мирон`осицы - См. Жены-мироносицы.
Миропом`азание (ср.) - Одно из 7 христианских таинств, знаменующее через помазание миром (Миро 1) освящение человека Святым Духом и совершаемое единственный раз в жизни сразу после крещения.
Мироточ`ивый - Источающий миро (Миро 2) (о св. мощах, иконах).
Мироточ`ить - Источать миро (Миро 2).
Мирск`ой - Связанный с миром , жизнью в миру; нецерковный.
Мир`яне (мн.) мирянин (м.) мирянка (ж.) - Основная масса верующих, участвующих в церковной жизни, не принадлежащих духовенству.
М`итра, (ж.) - Высокий головной убор круглой формы, шитый золотом и украшенный драгоценными камнями - часть богослужебного облачения архиереев, архимандритов, а также священников, которым право его ношения дается в качестве награды.
Митропол`ит (м.) - Один из высших титулов черного духовенства - второй (после патриарха) духовный сан; глава епархии.
Мол`ебен (м.) - Коллективное обращение верующих к Богу, Богородице, святым во время богослужения с просительной, хвалебной или благодарственной целью. (см.Водосвятный молебен).
Мол`ение (ср.) - Молитвенное обращение к Богу, Богородице, святым.
Мол`итва (ж.) - 1)-Обращение священнослужителя или мирянина к Богу, Богородице, святым с просьбой о ниспослании милости или отвращении зла, с хвалой или благодарностью. 2)- Текст такого обращения (читаемый по молитвослову или по памяти). (см.Благодарственные молитвы). (см.Коленопреклонные молитвы). (см.Разрешительная молитва). (см.Тайная молитва).
Мол`итва Госп`одня - Название молитвы "Отче наш", которую Иисус Христос дал своим ученикам по их просьбе. Мол`итва Ефр`ема С`ирина - Покаянная молитва "Господи и Владыко живота моего...", читаемая на богослужениях Великого Поста, сочиненная в IV веке преподобным Ефремом Сириным.
Мол`итва Иис`усова - Краткая молитва "Господи, Иисусе, Христе, Сыне Божий, помилуй мя", повторяемая многократно.
Мол`итвенник (м.) - 1)- Тот, кто молится о других людях (обычно священник, монах). 2)- см.Молитвослов.
Мол`итвенное пр`авило - Молитвы в определенной последовательности, читаемые ежедневно утром и вечером (утреннее и вечернее правило), а также перед причастием (правило ко святому причащению) и после него (правило по святом причащении).
Молитвосл`ов (м.) - Книга для частных, домашних молитв, содержащая утреннее и вечернее молитвенное правило, правило ко святому причащению, благодарственные молитвы; может также включать в себя покаянный канон и акафисты Иисусу Христу, Богородице, Ангелу Хранителю.
Молитвосл`овие (ср.) 1)- Тексты молитв; их последовательность. 2)- Чтение молитв.
Мол`иться - Творить молитву; произносить текст молитвы.
Монаст`ырь (м.) - Община монахов или монахинь, имеющая единый устав; комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих такой общине.
Мон`ах (м.) - Человек, посвятивший себя служению Богу через принятие пострига и обетов (послушания, нестяжания, безбрачия) и живущий обычно в монастыре.
Мон`ах вел`икой сх`имы - Монах третьей, высшей ступени монашества, носящий кукуль и опоясывающийся аналавом (параманом).
Мон`ах м`алой сх`имы - Монах второй ступени монашества, носящий кожаный пояс, клобук поверх камилавки и мантию поверх рясы. Мясоп`устная нед`еля - Предпоследнее воскресенье перед Великим постом, после которого не полагается есть мясную пищу.
Мясоп`устная седм`ица - Неделя перед Великим постом, на протяжении которой не полагается есть мясную пищу.
Н
Наб`едренник (м.) - Принадлежность богослужебного облачения священника - матерчатый прямоугольник, надеваемый на длинной ленте на бедро.
Навеч`ерие (ср.) - Канун Рождества; сочельник.
Напрест`ольное Ев`ангелие - Книга большого формата обычно в дорогом окладе, содержащая текст Евангелия (2 знач.); находится на престоле на антиминсе и читается во время богослужения.
Напрест`ольный крест - Крест, находящийся на престоле и выносимый священником на амвон во время проповеди, а также на крестный ход.
Нас`ельник (м.) - Монах или послушник, постоянно живущий в монастыре и подчиняющийся его уставу.
Насто`ятель (м.) - Назначаемый архиереем глава храма или мужского монастыря.
Нат`ельный крест - Небольшой крест из металла, дерева или других материалов, который христианин получает при крещении и носит всю жизнь на груди (на тесьме или цепочке) под одеждой.
Неб`есная иер`архия - Девять ангельских чинов, образующих три триады по степени приближенности к Богу: серафимы, херувимы, престолы (характеризуются наибольшей близостью к Богу); господства, силы, власти (отражают принцип божественного мировладычества); начала, архангелы, ангелы (осуществляют связь людей с Богом).
Неб`есный покров`итель (кого-л.) - О святом, имя которого носит тот или иной христианин.
Нед`еля (ж.) - На церковном языке: воскресенье, воскресный день. см.Мясоп`устная нед`еля.
Нед`еля о Стр`ашном Суд`е - Предпоследнее воскресенье перед Великим Постом, когда на литургии читается евангельская притча о Страшном Суде (другое название Мясопустная неделя).
Непереход`ящие пр`аздники - см.Неподвижные праздники.
Неподв`ижные пр`аздники - Христианские знаменательные дни, даты которых остаются каждый год неизменными; непереходящие праздники.
Нерукотв`орный Спас - Икона, изображающая Лик Христа, чудесно запечатленный на плате ("убрусе"), которым Он отер Свое лицо.
Нимб (м.) - Изображаемое на иконах сияние вокруг головы (реже - всей фигуры) Иисуса Христа, Богородицы, святых.
Н`ищие д`ухом - По Евангелию: люди смиренные, чувствующие свое недостоинство перед Богом, осознающие свою греховность и заслуживающие поэтому милость Божию.
Новол`етие (ср.) - Церковное название Нового Года.
Н`овый Зав`ет 1)- Договор Бога с людьми, заключенный через Иисуса Христа, в противоположность древнему, Ветхому Завету, данному через Моисея. 2)- Христианская часть Библии, содержащая 4 Евангелия, Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровение Иоанна Богослова - Апокалипсис.
О
Об`едня (ж.) (Разг.) - Литургия.
Об`ет (м.) 1)- Монашеское отречение от своей воли (обет послушания), материального мира (обет нестяжания) и жизни в браке (обет безбрачия) как форма религиозного подвижничества. 2)- Обещание совершить какое-л. богоугодное дело (пожертвовать деньги, посетить святые места и т.п.) после просительной молитвы, обычно о выздоровлении, успехе в важном деле и т.п.
Обетов`ание (ср.) - На церковном языке: обещание.
Об`итель (ж.) - см.Монастырь.
Облач`ение (ср.) 1)- Одежды и принадлежности клира (внебогослужебные и богослужебные) и монашества. К священническому облачению относятся: аналав, епитрахиль, камилавка, клобук, куколь, мантия, митра, набедренник, наперсный крест, омофор, орарь, палица, панагия, параман, подрясник, подризник, поручи, пояс, ряса, саккос, скуфия, стихарь, фелонь, хитон. 2) - Покрывала (верхнее и нижнее) на престол.
`Образ (м.) - см.Икона.
Обр`езание Госп`одне - Один из великих православных праздников, отмечаемый 1 (14) января в память о совершении древнеиудейского обряда над младенцем Иисусом на восьмой день после Его рождения.
Обруч`ение (ср.) - Богослужение, предшествующее венчанию, совершаемое в притворе и состоящее из благословения, великой ектении, иерейских молитв, собственно обручения (троекратного обменивания кольцами жениха и невесты) и отпуста.
Обр`яды (мн.) - Символические действия, составляющие внешнюю сторону культа, символизирующие общение верующих с Богом (поклоны, возжение свечей, каждение, определенная последовательность молитв и т.п.); форма осуществления таинств.
Общ`ина (ж.) - Совокупность верующих, принадлежащих одной конфессии. (см.Приход.).
Оглаш`енные (мн.) оглаш`енный (ед.) (м.) оглаш`енная (ж.) - Люди, еще не принявшие таинства крещения, но готовящиеся к нему.
Одиг`итрия (ж.) - Иконографический тип Богородицы: Ее изображение поясное, в рост или сидящей на троне, держащей Богомладенца Иисуса на левой руке.
Окормл`ение (ср.) - Духовное попечение.
Окроп`ить, окропл`ять - Обрызгать (святой водой) при освящении, на водосвятном молебне и т.п.
Окт`оих (м.) - Книга, содержащая недельные службы в порядке следования восьми гласов.
Омоф`ор (м.) - Часть архиерейского облачения - широкая лента с изображениями крестов, огибающая шею и спускающаяся одним концом на грудь, а другим на спину (великий омофор) или обоими концами на грудь (малый омофор).
Ор`анта (ж.) - Иконографический тип Богородицы: Ее изображение в полный рост с поднятыми до уровня лица руками и повернутыми от себя ладонями и с младенцем Иисусом на лоне.
Ор`арь (м.) - Часть богослужебного облачения диакона и иподиакона - длинная полоса ткани, носимая на плечах. "Орарь -длинная широкая лента из той же материи, что и стихарь. Она носится на левом плече, поверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства". (Булгаков С. "Православие"). Диакон носит орарь на левом плече (один конец спускается на грудь, другой на спину). Архидиакон и протодиакон имеют двойной орарь. Иподиакон носит орарь крестообразно на груди.
Орл`ец (м.) - Круглый коврик с изображением орла, парящего над городом, постилаемый под ноги архиерею при богослужении. Орлец символизирует епископа, надзирающего за епархией.
Ос`анна (ж.) - Молитвенное восклицание, в иудейском и христианском богослужении означающее приветствие, прославление.
Освят`ить, освящ`ать - Совершить церковный обряд освящения.
Освящ`ение (ср.) - 1)- Очищение от греховности, получение, придание святости. 2)- Церковный обряд кропления святой водой с соответствующими молитвами для очищения, придания святости.
Осен`ить (крестом, крестным знаменем и т.п.) - Перекрестить; совершить крестное знамение над кем-, чем-л.
Осьмигл`асник (м.) - см.Октоих.
Отд`ание (ср.) - Последний день попразднства; окончание праздника.
Отлуч`ение (ср.) - Исключение верующего из членов церкви за преступления против веры.
Отпев`ание (ср.) - Чин молитв над умершим.
Отп`уст (м.) - Благословение священника в конце богослужения.
`Отче 1)- Форма обращения к Богу-Отцу. 2)- Форма обращения к святому (обычно к святителю). 3)- Форма обращения к священнику. Представляет собой форму архаичного звательного падежа слова отец. "Отче наш" - Молитва, начинающаяся словами "Отче наш, иже еси на небесах...", которую Иисус Христос дал Своим ученикам в ответ на просьбу научить их молиться (Лк. 11, 1-4); в дальнейшем вошла в широкое богослужебное употребление.
Источник: http://www.liturgy.ru/slowar/index.php |